Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (от 4 до 7 лет)
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного
образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ – детского сада
компенсирующего вида № 452 (далее - МБДОУ) разработана в соответствии с
Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт).
Структура
Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела
– целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел
Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный
раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
АОП ДО для детей
с ТНР определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах деятельности:
1) игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и др.);
2) коммуникативная (общение и
взаимодействие с педагогическим работником и другими детьми);
3) познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального мира в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также таких видов активности ребенка, как:
- восприятие художественной литературы и
фольклора;
- самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование, лепка,
аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание
смыла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Содержательный
раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1. является неотъемлемой частью
адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные
потребности обучающихся дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи,
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в
условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
Содержание и
планируемые результаты (целевые ориентиры) должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов Программы.
Организационный
раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план
воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных
праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МБДОУ.
Объем
обязательной части АОП ДО МБДОУ составляет не менее 60 % от общего объема.
Объем части АОП ДО МБДОУ, формируемой
участниками образовательных отношений, составляет не более 40 % от ее общего
объема.