Положение о порядке реализации перечня мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка – инвалида

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 452
620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 452
Протокол № 1
«25» августа 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ- детский сад
компенсирующего вида №452
_____________/И.О.Бруковская/
приказ № 129-о от 25 августа
2017г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации перечня мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации ребенка –
инвалида в МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида № 452

г.Екатеринбург

1.Общие положения
1. Общие положения
Настоящее положение регулирует порядок реализации индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по
психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка – инвалида в
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 452
разработано в
соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения
РФ от 31.07.2015г. № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации
индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида, выдаваемых Федеральными Государственными учреждениями МСЭ,
и их форм», письма Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 07.04.2017 № 02-01-81/2875 «О предоставлении
отчетов о деятельности по реализации ИПРА»
2. Порядок получения и разработки Перечня мероприятий по
реализации ИПРА в сфере образования.
2.1 Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы
направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
сфере образования.
2.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере
образования предоставляет в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида
№452 Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенкаинвалида в сфере образования к выписке из ИПРА.
2.3. Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенкаинвалида регистрируется в журнале регистрации лицом, ответственным за
реализацию и предоставлении отчетов по ИПРА.
2.4. Ответственный в 3-дневный срок с даты получения Перечня рекомендуемых
мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к
выписке из ИПРА:
- организует работу по разработке Плана мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, с указанием
исполнителей и сроков исполнения мероприятий.
2.5. Функция организации психолого-педагогической реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида возлагается на ПМПк.
2.5.1. Специалисты, входящие в состав ПМПк в 10-дневный срок разрабатывают
на заседании ПМПк План мероприятий психолого-педагогической
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, с указанием исполнителей и
сроков исполнения мероприятий. (см. Приложение № 2 «Примерный
2.5.2. При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации конкретного ребенка-инвалида учитываются: индивидуальная
ситуация развития (структура дефекта, возраст, уровень реализуемой

адаптированной образовательной программы дошкольного образования,
индивидуальные особенности ребенка.
2.5.3. Содержание психолого-педагогической реабилитации или абилитации
соотносится с основными направлениями психолого-педагогической
реабилитации, прописанными в ИПРА.
2.6. Состав специалистов по психолого-педагогическому сопровождению:
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
педагог-психолог,
музыкальный
руководитель, воспитатель.
2.7.
Основные направления деятельности по психолого педагогической
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
•
диагностика;
•
коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);
•
консультирование семьи по вопросам, связанным с особенностями
развития и организации образовательного процесса.
2.8.
Этапы составления плана мероприятий по психолого-педагогической
реабилитации или абилитации:
- предварительный этап (изучение документации, личных дел, изучение
социального окружения ребёнка;
- диагностический этап (диагностические исследования (наблюдение,
психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных
особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития);
- коррекционно-развивающий этап;
- заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой
работы).
2.9. План мероприятий по
реализации
индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психологопедагогической реабилитации или абилитации согласовывается с родителями
(законными представителями) воспитанника, утверждается приказом
заведующего.
2.10. Все изменения, дополнения, вносимые специалистами в течение периода
реабилитации или абилитации, должны быть согласованы с членами ПМПк.
3. Права и ответственность.
Специалисты
по психолого-педагогическому сопровождению несут
ответственность:
учитель-дефектолог, учитель-логопед:

несет ответственность за выполнение коррекционно-развивающей
работы с детьми;

на основе анализа результатов обследования и с учетом программных
требований составляет перспективное и ежедневное планирование
индивидуальных занятий;

проводит анализ динамики развития воспитанника в процессе
коррекционно-развивающего обучения;



до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о
реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации.
педагог-психолог:

проводит психологическую диагностику;

определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников
и принимает меры по оказанию психологической помощи (психологокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

составляет психолого-педагогические заключения с целью ориентации
педагогического коллектива, родителей (законных представителей) в
проблемах личностного и социального развития обучающихся.
воспитатель:

планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и
осуществляет их воспитание на основе рекомендаций данных ПМПк;

проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для
социально-психологической
реабилитации
или
абилитации
воспитанников, социальной адаптации в коллективе;

на основе плана индивидуального развития планирует и проводит
коррекционно-развивающую работу;

оказывает помощь в формировании и осуществлении индивидуального
образовательного маршрута обучающегося.
музыкальный руководитель:

несет ответственность за выполнение коррекционно-развивающей
работы с детьми по образовательной области «художественноэстетическое развитие»;

на основе анализа результатов обследования и с учетом программных
требований составляет перспективное и ежедневное планирование
индивидуальных занятий по музыкальной деятельности;

проводит анализ динамики развития воспитанника в процессе
коррекционно-развивающего обучения;
ответственный за реализацию ИПРА:
 ведет журнал регистрации ИПРА (Приложение № 1);
 обеспечивает специалистов сопровождения нормативно-правовыми
документами;
 координирует работу специалистов ПМПк;
 до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о
реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации в органы УО. (Приложение № 2).
Специалисты сопровождения несут ответственность за свою деятельность
согласно своим должностным обязанностям. и действующего законодательства
РФ.
Приложение № 1

ЖУРНАЛ
регистрации выписки
индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА)
№
п/
п

ФИО
ребенка
инвали
да

Дата
поступлен
ия
выписки
ИПРА

Срок
реализац
ии ИПРА

Дата, номер
приказа о
зачислении
на обучение
по
адаптированн
ой программе

Дата,
номер
приказа о
создании
условий
для
получения
образован
ия

Дата,
номер
протокола
ПМПк о
разработке
плана
мероприят
ий по
реализаци
и ИПРА

Дата,
номер
протокола
ПМПк о
выполнени
и плана
мероприят
ий по
реализаци
и ИПРА

Дата
отправлен
ия отчета

Приложение № 2
Отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации
ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к выписке из ИПРА №
______________
____________________________________________________
(ФИО ребенка и год рождения)
Наименовани
е мероприятий

Рекомендации

Условия по организации обучения
Общеобразов
ательная
программа
Адаптирован
ная основная
образовательная
программа
Специальные
педагогические
условия для
получения
образования
Психолого-педагогическая помощь

Исполнит
ель
мероприятия

срок
исполнения
мероприятия

Результат
выполнения
мероприятия
(выполнено/не
выполнено)

Психологопедагогическое
консультирование
ребенка-инвалида
и его семьи
Педагогическ
ая коррекция
Психологопедагогическое
сопровождение
учебного процесса
Разделы: «Рекомендации», «Исполнитель мероприятия», «Срок исполнения
мероприятия» заполняются в соответствии с перечнем рекомендуемых мероприятий по
реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования, направленный Министерством
общего и профессионального образования Свердловской олбасти.
В разделе «Результат выполнения мероприятия» указываются конкретные мероприятия
по реализации ИПРА ребенка-инвалида. Если заявитель не обратился за услугой или отказался
от нее, в отчете следует указать данный факт.

Примерный перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА
ребенка-инвалида________________________
в сфере образования
(Перечень мероприятий на конкретного ребенка-инвалида утвеждается приказом
заведующего)
Наименование
мероприятий

Ограничения

Рекомендации

Условия по организации обучения
ОбщеСамообслуживани Основная общеобразовательная программа
образовательная е,
(в соответствии с возрастом ребенкапрограмма
Передвижение
инвалида)
(если в ИПРА
определен один
вид ограничения,
степень
ограничения
«первая»)
Адаптированна Все ограничения
Образовательная
программа
в
я основная
соответствии с рекомендациями ПМПК
образовательна
я программа

Исполнит
ель
мероприя
тия

срок
исполне
ния

Управлени
е
образовани
я
муниципал
ьного
образовани
я
Свердловс
кой
области, в
котором
проживает

В
соответст
вии со
сроком
действия
ИПРА
ребенкаинвалида

Специальные
педагогические
условия для
получения
образования

Все ограничения

ребенокОрганизация и соблюдение
охранительного режима (выбирается в
инвалид
зависимости от ограничения):
- создание климата психологического
комфорта;
предупреждение
психофизических
перегрузок;
- введение достаточной продолжительности
перемен (не менее 10 минут между уроками
и 20 минут - после третьего урока,
проведение динамического часа);
- особое оформление классных комнат,
которое должно учитывать специфику
восприятия и работоспособности
обучающихся с ОВЗ);
- сохранение достаточного пространства
между партами;
- распределение учащихся по парам для
выполнения проектов и заданий;
Индивидуальный и
дифференцированный подход в обучении
и воспитании (выбирается в зависимости
от ограничения):
- наличие индивидуальных правил для
учащихся;
- близость учеников к учителю;
- предоставление учащимся права покинуть
класс и уединиться в так называемом
«безопасном месте», когда этого требуют
обстоятельства;
игнорирование
незначительных
поведенческих нарушений;
- разработка мер вмешательства в случае
недопустимого поведения, которое является
непреднамеренным.
- замедленность темпа обучения;
- упрощение структуры учебного материала
в соответствии с психофизическими
возможностями ученика;
- рациональная дозировка на уроке
содержания учебного материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
- последовательное выполнение этапов
задания
с
контролем/самоконтролем
каждого этапа;
- осуществление повторности при обучении
на всех этапах и звеньях урока;
- повторение учащимся инструкций к
выполнению задания;
- предоставление дополнительного времени
для сдачи домашнего задания;
- сокращенные задания, направленные на
усвоение ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на

Передвижение

отработку правописания работы;
- предоставление дополнительного времени
для завершения задания;
- выполнение диктантов в индивидуальном
режиме;
максимальная
опора
на
чувственный опыт ребенка, что обусловлено
конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую
деятельность и опыт ученика; опора на
более развитые способности ребенка.
- памятки, образцы выполнения заданий,
печатные копии заданий, написанных на
доске;
- алгоритмы деятельности;
использование
упражнений
с
пропущенными словами/предложениями;
- использование листов с упражнениями,
которые требуют минимального заполнения,
использование маркеров для выделения
важной информации;
- предоставление краткого содержания глав
учебников;
- использование учетных карточек для
записи главных тем;
- предоставление учащимся списка вопросов
для обсуждения до чтения текста;
- указание номеров страниц для нахождения
верных ответов;
- предоставление альтернативы объемным
письменным заданиям (например, напишите
несколько
небольших
сообщений;
представьте
устное
сообщение
по
обозначенной теме);
- альтернативные замещения письменных
заданий (лепка, рисование, панорама);
- помощь ассистента (помощника).
Создание
безбарьерной
среды
(выбирается в зависимости от ограничения и
степени ограничения):
1. Глухие, слабослышащие:

Внеучебное протранство: Стенды на
стенах образовательной организации с
представленным на них наглядным
материалом о внутришкольных правилах
поведения, правилах безопасности и т. д.
Телефон ОУ с функцией работы в
режиме СМС — сообщений и доступ к
интернету для контакта с родителями,
сверстниками, получения необходимой
информации.
Учебное
пространство:
Звукоизолированный
кабинет
сурдопедагога
для
проведения
индивидуальных и групповых занятий

(не менее 15 м2). Кабинет логопеда для
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий. Кабинет психолога для
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий. Первая парта (около окна или
учительского стола) с организацией
достаточного
пространства,
чтобы
ученик с нарушенным слухом в условиях
речевого полилога имел возможность
поворачиваться
и
слухозрительно
воспринимать речь одноклассников.
Положение за партой школьника с
нарушенным слухом — справа от
слышащего ученика-партнера, чтобы
иметь возможность видеть тетрадь
сверстника
на
организационных
моментах урока (при записи номера
задачи, задания и т. п.).
Оборудование: «Бегущая строка» (на
этажах). Световая индикация начала и
окончания
урока
в
классах
и
помещениях общего пользования (залы,
рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
Мультимедийная доска и оборудование
FM системы для индивидуальной и
групповой работы (в условиях класса,
зала). Индикатор звучания ИНЗ.
Компьютерные
программы
HeartheWorld,
Speech
W.
Сурдологопедический
тренажер
«Дэльфа142». Компьютер c колонками и
выходом в интернет. Средства для
хранения и переноса информации (USB
накопители),
принтер,
сканер.
Музыкальный
центр
с
набором
аудиодисков со звуками живой и
неживой
природы,
музыкальными
записями, аудиокниги. Диагностический
набор для определения уровня слухового
восприятия. Наглядный материал по
изучаемым
темам
(иллюстрации,
презентации,
учебные
фильмы).
Специальная
литература
по
сурдопедагогике и сурдопсихологии.
2. Слепые, слабовидящие:

Внеучебное
пространство.
Для
передвижения по коридору: таблички с
названием кабинетов по системе Брайля;
тактильная дорожка в коридоре (дорожка
с шероховатой поверхностью на полу);
зрительные ориентиры для лестниц,

коридоров (обозначения на стенах,
перилах яркого, контрастного цвета:
желтого или красного, размером 10 см);
тактильные ориентиры для лестниц,
коридоров (обозначение на ощупь),
зрительные ориентиры на стенах и
дверях,
звуковые
ориентиры
по
сопровождению слабовидящего в здании
(в начале и в конце коридора,
обозначение этажа).
Учебное пространство. Для классного
кабинета: тактильные ориентиры на
парте (обозначение парты на ощупь);
стены учебных кабинетов должны быть
окрашены в светлые пастельные тона,
предпочтительно
светло-зеленый,
светло-желтый; не допускается на окнах
использование темных штор, освещение
классного кабинета должно быть
максимально доступным; классная доска
и учебные парты не должны иметь
глянцевую поверхность.
Специальное
оборудование:
индивидуальная
трость
для
передвижения по зданию; оборудование
в
спортивном
зале,
имеющее
тактильную
поверхность,
учебные
парты, регулируемые по росту ребенка и
по наклону столешницы; комната для
психологической
разгрузки,
оборудованная мягкими модулями и
ковром, кабинет учителя-дефектолога
(тифлопедагога).
Оборудование: Специальные учебники,
дидактические
материалы
и
индивидуальные наглядные пособия,
изданные рельефно-точечным шрифтом
с
рельефно-графическим
и/или
цветовым оформлением. Рельефные
координатные плоскости, рельефные
географические и исторические карты.
Аудиоучебники.
Специальные
технические средства: тифлоплееры с
функцией
диктофона
для
воспроизведения аудиокниг в формате
DAISY; портативные устройства для
чтения; брайлевские печатные машинки
(Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для
печати по Брайлю; брайлевский дисплей;
тактильная трость; прибор «Графика»,
прибор «Ориентир»; персональный

компьютер или ноутбук, оснащенный
необходимым
программным
обеспечением
(программой
невизуального доступа JAWS for
Windows),
синтезатором
речи.
Приспособления и принадлежности для
рельефного черчения: линейки, циркуль,
транспортир с тактильной индикацией,
"Draftsman",
прибор
«Школьник».
Специальные учебные принадлежности:
брайлевский прибор, прибор для
плоского письма, грифели, тетради,
сделанные из плотной (брайлевской)
бумаги.
3. Тяжелые нарушения речи

Внеучебное пространство: кабинет
учителя-логопеда, кабинет педагогапсихолога, игровая сенсорная комната,
сенсорная комната для релаксации,
кабинет учителя-дефектолога, кабинет
логоритмики,
блок
медицинского
сопровождения
(кабинет
педиатра,
кабинет
психиатра,
кабинет
физиотерапии,
кабинеты
массажа
общего и массажа лица)
Учебное пространство: учебная зона
(класс), зона отдыха и досуговой
деятельности.
Оборудование: Специальное
оборудование, укомплектованное в
зависимости от возраста,
психофизических особенностей и
предпочтений обучающихся.
Оборудование для кабинета учителялогопеда: наборы дидактических игр и
пособий, рабочие места с зеркалами,
индивидуальные рабочие тетради, доска,
наглядные материалы (иллюстрации,
пиктограммы,
схемы),
компьютер,
ноутбук
с
наушниками
и
логопедическим
программным
обеспечением «Живой звук».
Оборудование
кабинета
педагогапсихолога
для
проведения
подгрупповых
занятий
с
использованием системы «Комфорт»:
мягкие
стулья,
компьютеры,
оборудованные
специальными
датчиками
и
программным
обеспечением
функционального
биоуправления (ФБУ), основанным на

принципе биологической обратной связи
(БОС), дидактические игры и пособия,
интерактивный стол.
Оборудование
кабинета
педагогапсихолога для проведения групповых и
подгрупповых тренинговых занятий:
мягкие стулья, ноутбук с интерактивным
программным
обеспечением,
интерактивный проектор с магнитномаркерной доской, стереосистема или
колонки для ноутбука, дидактические
игры и пособия, раздаточный материал.
Оборудование для игровой сенсорной
комнаты: сенсорные дорожки и коврики,
мягкие модули, сухой бассейн, ноутбук,
колонки.
Оборудование для сенсорной комнаты
для релаксации: сенсорные коврики со
световыми
элементами,
настенные
световые панели, зона уединения,
мягкие мешки-пуфы, ноутбук, колонки.
Оборудование
кабинета
учителядефектолога:
рабочие
места,
раздаточный материал, дидактические
пособия
и
игры,
ноутбук
с
интерактивным
программным
обеспечением,
интерактивная
песочница, интерактивный стол.
Оборудование блока медицинского
сопровождения:
рабочие
кабинеты
врачей-специалистов,
медицинское
оборудование
для
проведения
физиотерапевтических
процедур,
специализированные
массажные
кабинеты.
Оборудование учебного пространства
(класса): учебная зона - рабочие места
(парты
со
стульями),
учебнодидактические материалы и пособия,
оформленные
стенды
и
уголки
(информационный
стенд,
речевой
уголок, пиктограммы и т.д.), классная
меловая доска, магнитно-маркерная
доска, ноутбук с интерактивным
программным
обеспечением,
интерактивный проектор, колонки; зона
отдыха и досуговой деятельности:
мягкое
напольное
покрытие,
дидактические
настольные
игры
(преимущественно
логопедической
направленности), модули и наборы для

конструирования, наборы для творчества
и рукоделия, печатная продукция, мягкие
зоны для отдыха.
4.
Нарушение
опорнодвигательного аппарата
Внеучебное пространство:
- специально приспособленное здание
(пандусы; поручни и коляски, ручкискобки, за которые ребенок может
держаться стоя и передвигаться;
туалеты);
- лифты - для зданий, имеющих более 1
этажа; съезды на тротуарах и другие
приспособления);
приспособления
для
дверей
(автоматическое
открывание),
для
лестницы (площадка-подъемник); для
туалета (стульчик, ручки и перила,
подъемник для ванны); адаптированные
туалеты, включающие в себя кушетки,
для смены памперсов.
Учебное пространство:
- расположение парт с возможностью
проезда;
- зона для релаксации;
- специальное оборудование.
Оборудование:

-средства передвижения: кресло-каталка
(с
ручным
или
электрическим
приводом);
каталка-кроватка;
трехколесный велосипед (с мотором и
без него);
- лифты - для зданий, имеющих более
одного этажа; средства, облегчающие
самообслуживание детей (специальные
тарелки, чашки, ложки); подъемники,
велотренажеры, коврики; оборудование
сенсорной комнаты для релаксации.
- специально оборудованные мастерские
для
развития
профессиональных
навыков; мягкие маты;
- специальная мебель и специальные
приборы для обучения (ручки и
карандаши-держатели, утяжелители для
рук),
- специальные игрушки, отвечающие
санитарно-гигиеническим требованиям
и особенностям детей;
- тренажеры для развития
манипулятивных функций рук;
- средства, помогающие разговаривать,

писать, читать, говорить по телефону;
приборы
коммуникации,
средства
альтернативой
коммуникации
(планшеты,
коммуникаторы,
специальная клавиатура, свичкнопки и
др.), устройства для чтения с кнопками,
которые не нужно держать руками,
электронные книги, лупа (если есть
зрительные нарушения); компьютеры и
программное
обеспечение:
альтернативные способы загрузки и
выведения данных;
- зал для занятий адаптивной
физкультурой
с
дополнительным
оборудованием
(тренажеры, маты, вертикализатор);
оборудование класса мультимедийным
проектором.
5.

Задержка

психического

развития

Внеучебное пространство: комната для
релаксации; выделенное место для
родителей, ожидающих ребенка; игровая
комната; двигательная зона.
Учебное пространство: зона учебных
занятий, развивающих игр, отдыха.
Оборудование:
- оборудование для игровой комнаты,
укомплектованное в зависимости от
возраста и предпочтений детей, наборы
игр
конструирования,
рукоделия,
творческих игр;
- оборудование для комнаты релаксации:
мягкая мебель, ковровое покрытие,
аквариум, аудио оборудование (с
набором дисков музыкальных и звуков
природы);
- оборудование для двигательной зоны,
укомплектованное в зависимости от
возраста и предпочтений ребенка (ПК,
проектор, экран); оборудование для
места
ожидания
(стол,
кресла,
специальная литература, оборудование
для просмотра тематических фильмов с
набором фильмов);
- ширма; мягкие маты и модули,
стеллажи с книгами; игровой уголок;
- индивидуальные парты с
изменяющимся
углом
наклона;

- закрепленной подставкой для ручек,
карандашей;
- стенды с опорными материалами
(правила поведения в школе, классе;
схемы, диаграммы), компьютерное
оборудование класса.
6.
Расстройства
спектра.

аутистического

Внеучебное пространство: комната для
релаксации; выделенное место для
родителей, ожидающих ребенка; игровая
комната; двигательная зона.
Учебное пространство: зона отдыха с
возможностью уединения.
Оборудование:
- оборудование для игровой комнаты,
укомплектованное в зависимости от
возраста и предпочтений ребенка
наборы игр для театрализации;
- оборудование для комнаты релаксации:
мягкая мебель, ковровое покрытие,
аквариум, аудио оборудование (с
набором дисков музыкальных и звуков
природы).
- оборудование для двигательной зоны,
укомплектованное в зависимости от
возраста и предпочтений ребенка (ПК,
проектор, экран); оборудование для
места
ожидания
(стол,
кресла,
специальная литература, оборудование
для просмотра тематических фильмов с
набором фильмов).
- ширма; мягкие маты и модули,
стеллажи с книгами, игровой уголок;
- индивидуальные парты с
изменяющимся
углом
наклона;
- закрепленной подставкой для ручек,
карандашей;
- стенды с опорными материалами
(правила поведения в школе, классе,
схемы, диаграммы);
- компьютерное оборудование класса.
7.
Умственная
отсталость
(интеллектуальные нарушения).

Учебное пространство:
Материально-техническое обеспечение
должно предусматривать:
- трудовые мастерские с необходимым
оборудованием в соответствии с
реализуемыми профилями трудового

обучения;
- кабинет для проведения уроков
"Основы социальной жизни"
- технические средства обучения
(включая
специализированные
компьютерные инструменты обучения,
мультимедийные средства);
использование
специальных
учебников,
адресованных
данной
категории
обучающихся.
Для
закрепления знаний, полученных на
уроке, а также для выполнения
практических
работ,
необходимо
использование рабочих тетрадей на
печатной основе, включая Прописи.
Использование специального подбора
учебного и дидактического материала (в
младших классах преимущественное
использование
натуральной
и
иллюстративной наглядности; в старших
― иллюстративной и символической).
В классных помещениях должны быть
предусмотрены учебные зоны и зоны
отдыха обучающихся.
Возможность для беспрепятственного
доступа тех обучающихся, у которых
имеются
нарушения
опорнодвигательных функций, зрения к
объектам инфраструктуры организации.
С этой целью территория и здание
организации
должны
отвечать
требованиям безбарьерной среды.
В помещениях для обучающихся должно
быть
предусмотрено
специальное
оборудование,
позволяющее
оптимизировать
образовательную
деятельность, присмотр и уход за
обучающимися, а также обеспечивать
максимально
возможную
самостоятельность в передвижении,
коммуникации, осуществлении учебной
деятельности.
Оборудование:
Информационное
обеспечение.
Предусматривается
материальнотехническая поддержка, в том числе
сетевая, процесса координации и
взаимодействия специалистов разного
профиля, вовлечённых в процесс
образования,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся
с

умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Информационно-методическое
обеспечение
реализации
адаптированных
образовательных
программ
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
направлено на обеспечение широкого,
постоянного и устойчивого доступа для
всех
участников
образовательного
процесса
к
любой
информации,
связанной с реализацией программы,
планируемыми
результатами,
организацией
образовательного
процесса
и
условиями
его
осуществления.
Материально-техническое
и
информационное
оснащение
образовательного процесса должно
обеспечивать возможность:
- проведения экспериментов, в том числе
с
использованием
учебного
лабораторного
оборудования,
вещественных и виртуально-наглядных
моделей
и
коллекций
основных
математических и естественнонаучных
объектов
и
явлений;
цифрового
(электронного)
и
традиционного
измерения;
- наблюдений (включая наблюдение
микрообъектов),
определения
местонахождения,
наглядного
представления и анализа данных;
использования цифровых планов и карт,
спутниковых изображений.
Психологопедагогическое
консультирован
ие ребенкаинвалида и его
семьи
Педагогическая
коррекция

Все ограничения
Общение
Обучение

Психолого-педагогическая помощь
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог

Все ограничения
(при прогнозируемом
результате в ИПРА:
«оказание
психологической
помощи)
Все ограничения
Общение

Педагог-психолог

Педагог-психолог
Учитель-логопед,

Управлени
е
образовани
я
муниципал
ьного
образовани
я
Свердловс
кой
области, в
котором
проживает
ребенок-

В
соответст
вии со
сроком
действия
ИПРА
ребенкаинвалида

Обучение

Психологопедагогическое
сопровождение
учебного
процесса

Контроль за своим
поведением
Все ограничения
Контроль за своим
поведением;
При прогнозируемом
результате в ИПРА:
«осуществление
профессиональной
ориентации»
Общение
Обучение

учитель-дефектолог (при необходимости)
Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (при необходимости)
Учитель-дефектолог
(при
необходимости)
Психолого-педагогический консилиум,
педагоги ОУ
Педагог-психолог

Учитель-логопед,
учитель-дефектолог (при необходимости)
Учитель-дефектолог,
учитель-логопед (при необходимости)

инвалид

Приложение № 4
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский
сад компенсирующего вида № 452
620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru

Утверждаю:
Заведующий МБДОУ_____________
приказ №_____________
от «___»____________20___г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ

_______________________
(Ф.И. ребенка)

Срок реализации программы: ________

Составитель:
учитель-дефектолог
__________________

Екатеринбург

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка
Фамилия ____________________________________________________________
Имя ________________________________________________________________
Отчество ____________________________________________________________
Возраст ____________________Дата рождения __________________________
Адрес ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Телефон___________________________________________________________
Из какого образовательного учреждения прибыл,
дата поступления в МБДОУ № 411
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
ФИО родителей (законных представителей)
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Место
работы
родителей
(законных
представителей)
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Заключение
ПМПК____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________
Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения)
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________
II. Социальная карта семьи
Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________________
Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________
С кем ребенок проживает ______________________________________________
__________________________________________________________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его
жизни_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой
письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.)
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кто из взрослых:
- помогает делать домашние
задания___________________________________________________________
__________________________________________________________________
- находится с ребенком в случае
болезни___________________________________________________________
__________________________________________________________________
- провожает и забирает из МБДОУ
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- гуляет с ребенком
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- помогает решать конфликты
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________

III. Психофизическое здоровье ребенка
Состояние нервно
– психической сферы

Нарушение
зрения, слуха

Физическое здоровье
Хронические
заболевания

Антропометр
Маркировк
Группа
Группа
Физкультурн
ия
а мебели
здоровья
развития
ая группа
и

Краткий анамнез:

Инвалидность

Рекомендаци

Внутриутробное развитие (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, инфекции,
гипертония, др)_____________________________________________
Роды (без патологии, быстрые, затяжные, срочные, родовая травма, асфиксия плода, др)
Раннее физическое развитие (держит голову ______, сидит______, ходит_____)
Раннее речевое развитие (гуление____лепет____, первые слова____,фразы____)
Развитие до года (без патологии, частые ОРЗ, инфекции, травмы, диспепсические
расстройства)__________________________________________
Речевая среда (двуязычие, нарушение речи, без особенностей)
IV. Индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка
Сравнение
Сенсорное развитие / Восприятие зрительное
Нелепицы
Восприятие цвета
основн.цвета(с 4 л) кр.,син.,
Скрытый смысл
ж.,з.,ч.,б.
оттенки (с5-гол.,ор.,роз. С 6м.Равена
фиол.)
- соотносит
- выделяет по слову
Тип мышления
- наглядно-действенное
Восприятие формы (с 4л-круг,кв.,тр., с
- наглядно-образное
5+прямоуг.)
- называет
-словесно-логическое
- соотносит
- выделяет по слову
Эмоционально-волевая
сфера/поведение
Восприятие величины(N-3г)
- активный
- определяет / называет
- пассивный
- соотносит предм.по
- неадекватное поведение
величине
- контактность
- избалованность
Ориентировка во времени
Части суток (4г-день,ночь; с 5л+утро,вечер)
- критичность
- называет
- общая мотивация
-показывает на картинке
- импульсивность
- негативизм
Времена года (N-с4зима,лето, с 5+осень весна)
- называет
-показывает на картинке
- выделение основных
признаков
Месяцы, Дни недели (с 6 лет)

Количественные представления
- механический счет
(колич.,порядк.)
- обратный счет
- счет от заданного числа
- решение простых задач
-соотн. цифр с кол-вом
предметов

Пространственные отношения
- зн. частей тела, ориент.в
сторонах
-целостный образ
предмета/разр.карт.
-диф.простр.понятий
-Конструирование
- по подражанию
- по образцу
- по представлению
Внимание
- устойчивое
- объем
- переключение/распределение
Память
- зрительная
- слуховая
- вербально-логическая

Способ выполнения задания
- действие силой (N - до 3,5л.)
- перебор вариантов
- целенаправленные пробы
- примеривание
- зрительное соотнесение

Работоспособность
- низкая
- снижена
- достаточная
Запас общих представлений
Назови свое имя, фамилию
Ты девочка или мальчик?
Сколько тебе лет?
Где ты живешь?
С кем ты живешь? Кто ты
маме..?
Как зовут маму, папу?
Кем работает мама, папа?
Как называется город, в
котором ты живешь?
Для чего человеку нужны
глаза, уши, рот и т.д.?
В какое время года
появляются листья на деревьях ?
Когда люди спят? Когда
делают зарядку?
Назови животных, которых
ты знаешь.
Каких птиц ты знаешь?
Что остается на земле после
дождя?
Что делают врачи, повар,
продавец?
Кто больше: корова или
собака?
Кто меньше: птица или
пчела?
Сколько лап у петуха, у
кошки?
Какого человека называют
хорошим? Плохим?
Чем ты любишь заниматься?

Установление прич.-следств.
связей
Обобщение
Исключение
Классификация
V. Индивидуальные логопедические особенности ребенка
Моторное развитие
Общая моторика
Мелкая моторика

Артикуляционная моторика
звукопроизношение
- гласные
- согласные
- шипящие
-свистящие
-соноры
Фонематическое восприятие
- повторение слогового ряда
- 4 г.наличие звука в слове
- 5 л.выделение звука в слове(опред.позиции)
- 6 л.назвать звуки по порядку (звуковой анализ и
синез)
Слоговая структура
Грамматический строй
словоизменение
-преобразование ед.ч. во мн.ч.
-согласование с числительным
- согласование падежных окончаний
словообразование
-уменьшит.-ласкат.формы
-согласование с предлогами
-образование прилагательных(6л)
-приставочные глаголы(6л)
лексика
- классификация
-номинативный словарь(детен.)
- антонимы
-глаголы
Понимание речи
Связная речь
- фраза
- составление предложений по предметной картинке(
4г.)
- составление рассказа по сюжетной картине( 5л.)
-составление рассказа по серии сюжетных картин6л
VI. Индивидуальные социально-педагогические особенности ребенка
Социально-бытовые навыки
Культурно-гигиенические
-быстро и правильно умывается
-быстро раздевается и одевается

Музыка
-различает звуки по высоте
-замечает изменения в
звучании
-поет протяжно вместе с
музыкой

-следит за своим внешним
видом
-правильно пользуется
столовыми приборами
-умеет правильно пользуется туалетом
Взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми
-умеет договариваться и
помогать друг другу
-пользуется словами
(приветствие, прощание, просьба,
извинения)
-сформированы качества
(сочувствие, отзывчивость,
справедливость, скромность)
- чувствует отношение к себе сверстников,
проявляет чувство собственного достоинства
Игровая деятельность
-адекватно использует игрушки:
-самостоятельно и правильно подбирает
предметы для игры
-1 сюжет,
-2 и более сюжета
-умеет организовать все виды
игр, выполняя
правила и нормы поведения
-действовать в команде
Запас общих представлений
-Назови свое имя, фамилию
-Ты девочка или мальчик?
-Сколько тебе лет?
-Где ты живешь?
-С кем ты живешь? Кто ты маме..?
-Как зовут маму, папу?
-Кем работает мама, папа?
-Как называется город, в котором
ты живешь?

-выполняет движения по характеру музыки
-различает жанры муз.произведений
-умеет прохлопать заданный
ритм.рисунок
-может петь без
напряжения,правильно припевать
мелодию

Эмоционально-волевая сфера/поведение
- активный
- пассивный
- неадекватное поведение
- контактность
- избалованность
Формирование
элементарно-математических
представлений
- счетные операции ср.гр до 5
подг.гр до 10
- обратный счет (подг.гр)
- счетает от заданного числа(подг.гр)
- решает простые задачи(подг.гр)
-соотносит цифры с кол-вом
предметов
- называет геометрические
фигуры: круг, треуг-к, четыр-к
(квадрат), многоугольник(подг.гр)
-знает временные отношения:
сутки, неделя, месяц
-ориентируеся в пространстве
-ориентируется на листе
бумаги
Продуктивная деятельность
Технические навыки владеет
- Кистью
- Карандашом

-Для чего человеку нужны глаза,
уши, рот и т.д.?
-В какое время года появляются листья на
деревьях ?
-Когда люди спят? Когда делают зарядку?

-Назови животных, которых ты знаешь.
-Каких птиц ты знаешь?
-Что остается на земле после
дождя?
-Что делают врачи, повар,
продавец?
-Кто больше: корова или собака?
-Кто меньше: птица или пчела?
-Сколько лап у петуха, у кошки?
-Какого человека называют
хорошим? Плохим?
-Чем ты любишь заниматься?

Физическая культура
-Умеет ходить и бегать легко
ритмично, сохраняя направления и темп
-прыгать в длину с места
-Дальность броска набивного меча
(1кг) из-за головы (см.)
-скорость бега на 30 м со старта

использует средства
выразительности
- Использование всей
цветовой гаммы
- Передает образы (форма,
размер, пропорции
Лепка
-Пользуется приемами лепки
-Знаком с особенностями декоративной
лепки
-Умеет лепить фигуры
человека и животных
Аппликация
-Создает изображение из
геометрических . фигур
- умеет пользоваться
ножницами
-Владеет приемом обрывания
- Аккуратно и бережно
работает с материалом
-Умеет вырезать из бумаги
сложенной(пополам гармошкой)
Конструирование
(Познание)
-Умеет использовать
строительные детали с учетом их
конструктивных свойств
-создает постройки по рисунку
и словесной инструкции
- способен преобразовывать
постройки в соответствии с
заданием педагога
-способен создавать
различные конструкции одного и
того же объекта

VII. Заключение и рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума
Консилиум от
Результаты

Консилиум от

Результаты

Консилиум от

Результаты

Консилиум от

Результаты

Консилиум от

Результаты

VII. Планы индивидуального сопровождения.
Развитие речи: расширять интерес к окружающему и на этой основе расширять и
углублять речевой запас и навыки общения. Работать над семантическими полями по
следующим темам:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____
Развивать моторику артикуляционного аппарата, произвольную моторику пальцев
рук, общую моторику, зрительно-пространственную координацию.
Формирование правильного звукопроизношения:

Постановка
звуков____________________________________________________________
Автоматизация
звуков_________________________________________________________
Дифференциация
звуков_______________________________________________________
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза:
обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места,
количества и последовательности звуков и слогов в слове.
Работа над структурой слов сложного состава слова.
Развитие с совершенствование лексико-грамматической стороны речи,
формирование навыков словоизменения и словообразования и связной фразовой
выразительной речи.
Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления.
Подготовка к обучению грамоте.
ФЭМП:
Учить прямому и обратному счету в пределах _________, ознакомить с цифрами
до____
Учить пересчету предметов с называнием итогового числа, соотносить количество
предметов с соответствующей цифрой, сравнивать группы предметов по их количеству
путем наложения, приложения, пересчета.
Определять сравниваемые количества (больше, меньше, поровну) в
пределе___________
Дать первоначальное представление о составе числа в пределе_________ и о
делении целого предмета на две равные части.
Сенсорное развитие:
Цвет. Учить различать предметы по цвету (основные цвета и
оттенки)_________________
Величина. Учить раскладывать предметы и фигуры в возрастающем и убывающем
порядке. Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру _______________________
Соотносить объемные и плоскостные предметы. Учить распознавать формы на
ощупь, называя их.
Ориентировка в пространстве:
Учить различать стороны тела, ориентироваться в пространстве и на плоскости,
формирование целостного образа предмета________________________________________
Ориентировка во времени:
Учить дни недели, месяцы, части суток, времена года, учить наблюдать и
распознавать признаки времен года.
Продуктивная деятельность:
Учить техническим навыкам владения
Кистью______________________________________________________________________
Карандашом__________________________________________________________________
Использовать средства выразительности
Использование
всей
цветовой
гаммы_____________________________________________
Передавать
образы
(форма,
размер,
пропорции____________________________________
-Пользоваться приемами
лепки__________________________________________________

-Создает изображение из геометрических. фигур
- умеет пользоваться
ножницами_________________________________________________
Социально бытовые
навыки____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения
ребенка в ДОУ
Дата итогового ПМПк
____________________________________________________________
Результаты
сопровождения
________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка
ознакомлен(а).
Подпись родителей (законных представителей):
_________________________________Дата «___»___________ 201__ г.

Приложение №5
Отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации
ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к выписке из ИПРА №
______________
____________________________________________________
(ФИО ребенка и год рождения)
Наименовани
е мероприятий

Рекомендации

Исполнит
срок
ель
исполнения
мероприятия
мероприятия

Результат
выполнения
мероприятия
(выполнено/не
выполнено)

Условия по организации обучения
Общеобразов
ательная
программа
Адаптирован
ная основная
образовательная
программа
Специальные
педагогические
условия для
получения
образования
Психолого-педагогическая помощь
Психологопедагогическое
консультирование
ребенка-инвалида
и его семьи
Педагогическ
ая коррекция
Психологопедагогическое
сопровождение
учебного процесса
Разделы: «Рекомендации», «Исполнитель мероприятия», «Срок исполнения
мероприятия» заполняются в соответствии с перечнем рекомендуемых мероприятий по

реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования, направленный Министерством
общего и профессионального образования Свердловской олбасти.
В разделе «Результат выполнения мероприятия» указываются конкретные мероприятия
по реализации ИПРА ребенка-инвалида. Если заявитель не обратился за услугой или отказался
от нее, в отчете следует указать данный факт.

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 452
620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru

ЖУРНАЛ
регистрации выписки
индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА)

№

ФИО
ребенк
аинвали
да

Дата
поступлен
ия/
выписки
ИПРА

Срок
реализац
ии
ИПРА

Номер,
дата
приказа
о
зачислен
ии по
АОП

Дата,
Номер
номер
протокола
приказа о
ППк по
создании разработк
условий
е плана
получени мероприят
я
ий по
образован
ИПРА
ия

Дата
отправлен
ия отчета
по
выполнен
ию плана
реализаци
и ИПРА


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».