Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 452 620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 452 Протокол № 1 «25» августа 2017 г. УТВЕРЖДАЮ: заведующий МБДОУ- детский сад компенсирующего вида №452 _____________/И.О.Бруковская/ приказ № 129-о от 25 августа 2017г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке реализации перечня мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации ребенка – инвалида в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 452 г.Екатеринбург 1.Общие положения 1. Общие положения Настоящее положение регулирует порядок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка – инвалида в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 452 разработано в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения РФ от 31.07.2015г. № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида, выдаваемых Федеральными Государственными учреждениями МСЭ, и их форм», письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 07.04.2017 № 02-01-81/2875 «О предоставлении отчетов о деятельности по реализации ИПРА» 2. Порядок получения и разработки Перечня мероприятий по реализации ИПРА в сфере образования. 2.1 Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. 2.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования предоставляет в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №452 Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенкаинвалида в сфере образования к выписке из ИПРА. 2.3. Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенкаинвалида регистрируется в журнале регистрации лицом, ответственным за реализацию и предоставлении отчетов по ИПРА. 2.4. Ответственный в 3-дневный срок с даты получения Перечня рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к выписке из ИПРА: - организует работу по разработке Плана мероприятий психологопедагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. 2.5. Функция организации психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида возлагается на ПМПк. 2.5.1. Специалисты, входящие в состав ПМПк в 10-дневный срок разрабатывают на заседании ПМПк План мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, с указанием исполнителей и сроков исполнения мероприятий. (см. Приложение № 2 «Примерный 2.5.2. При определении задач по психолого-педагогической реабилитации или абилитации конкретного ребенка-инвалида учитываются: индивидуальная ситуация развития (структура дефекта, возраст, уровень реализуемой адаптированной образовательной программы дошкольного образования, индивидуальные особенности ребенка. 2.5.3. Содержание психолого-педагогической реабилитации или абилитации соотносится с основными направлениями психолого-педагогической реабилитации, прописанными в ИПРА. 2.6. Состав специалистов по психолого-педагогическому сопровождению: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель. 2.7. Основные направления деятельности по психолого педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. • диагностика; • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая); • консультирование семьи по вопросам, связанным с особенностями развития и организации образовательного процесса. 2.8. Этапы составления плана мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации: - предварительный этап (изучение документации, личных дел, изучение социального окружения ребёнка; - диагностический этап (диагностические исследования (наблюдение, психологические тесты с целю выявления эмоционально-личностных особенностей ребёнка и определения зоны ближайшего развития); - коррекционно-развивающий этап; - заключительный этап (анализ результатов эффективности проведённой работы). 2.9. План мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА) по психологопедагогической реабилитации или абилитации согласовывается с родителями (законными представителями) воспитанника, утверждается приказом заведующего. 2.10. Все изменения, дополнения, вносимые специалистами в течение периода реабилитации или абилитации, должны быть согласованы с членами ПМПк. 3. Права и ответственность. Специалисты по психолого-педагогическому сопровождению несут ответственность: учитель-дефектолог, учитель-логопед: несет ответственность за выполнение коррекционно-развивающей работы с детьми; на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований составляет перспективное и ежедневное планирование индивидуальных занятий; проводит анализ динамики развития воспитанника в процессе коррекционно-развивающего обучения; до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации. педагог-психолог: проводит психологическую диагностику; определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию психологической помощи (психологокоррекционной, реабилитационной и консультативной); составляет психолого-педагогические заключения с целью ориентации педагогического коллектива, родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся. воспитатель: планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание на основе рекомендаций данных ПМПк; проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации или абилитации воспитанников, социальной адаптации в коллективе; на основе плана индивидуального развития планирует и проводит коррекционно-развивающую работу; оказывает помощь в формировании и осуществлении индивидуального образовательного маршрута обучающегося. музыкальный руководитель: несет ответственность за выполнение коррекционно-развивающей работы с детьми по образовательной области «художественноэстетическое развитие»; на основе анализа результатов обследования и с учетом программных требований составляет перспективное и ежедневное планирование индивидуальных занятий по музыкальной деятельности; проводит анализ динамики развития воспитанника в процессе коррекционно-развивающего обучения; ответственный за реализацию ИПРА: ведет журнал регистрации ИПРА (Приложение № 1); обеспечивает специалистов сопровождения нормативно-правовыми документами; координирует работу специалистов ПМПк; до окончания срока действия ИПРА ребенка-инвалида готовит отчет о реализации мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации в органы УО. (Приложение № 2). Специалисты сопровождения несут ответственность за свою деятельность согласно своим должностным обязанностям. и действующего законодательства РФ. Приложение № 1 ЖУРНАЛ регистрации выписки индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА) № п/ п ФИО ребенка инвали да Дата поступлен ия выписки ИПРА Срок реализац ии ИПРА Дата, номер приказа о зачислении на обучение по адаптированн ой программе Дата, номер приказа о создании условий для получения образован ия Дата, номер протокола ПМПк о разработке плана мероприят ий по реализаци и ИПРА Дата, номер протокола ПМПк о выполнени и плана мероприят ий по реализаци и ИПРА Дата отправлен ия отчета Приложение № 2 Отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к выписке из ИПРА № ______________ ____________________________________________________ (ФИО ребенка и год рождения) Наименовани е мероприятий Рекомендации Условия по организации обучения Общеобразов ательная программа Адаптирован ная основная образовательная программа Специальные педагогические условия для получения образования Психолого-педагогическая помощь Исполнит ель мероприятия срок исполнения мероприятия Результат выполнения мероприятия (выполнено/не выполнено) Психологопедагогическое консультирование ребенка-инвалида и его семьи Педагогическ ая коррекция Психологопедагогическое сопровождение учебного процесса Разделы: «Рекомендации», «Исполнитель мероприятия», «Срок исполнения мероприятия» заполняются в соответствии с перечнем рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования, направленный Министерством общего и профессионального образования Свердловской олбасти. В разделе «Результат выполнения мероприятия» указываются конкретные мероприятия по реализации ИПРА ребенка-инвалида. Если заявитель не обратился за услугой или отказался от нее, в отчете следует указать данный факт. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида________________________ в сфере образования (Перечень мероприятий на конкретного ребенка-инвалида утвеждается приказом заведующего) Наименование мероприятий Ограничения Рекомендации Условия по организации обучения ОбщеСамообслуживани Основная общеобразовательная программа образовательная е, (в соответствии с возрастом ребенкапрограмма Передвижение инвалида) (если в ИПРА определен один вид ограничения, степень ограничения «первая») Адаптированна Все ограничения Образовательная программа в я основная соответствии с рекомендациями ПМПК образовательна я программа Исполнит ель мероприя тия срок исполне ния Управлени е образовани я муниципал ьного образовани я Свердловс кой области, в котором проживает В соответст вии со сроком действия ИПРА ребенкаинвалида Специальные педагогические условия для получения образования Все ограничения ребенокОрганизация и соблюдение охранительного режима (выбирается в инвалид зависимости от ограничения): - создание климата психологического комфорта; предупреждение психофизических перегрузок; - введение достаточной продолжительности перемен (не менее 10 минут между уроками и 20 минут - после третьего урока, проведение динамического часа); - особое оформление классных комнат, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ); - сохранение достаточного пространства между партами; - распределение учащихся по парам для выполнения проектов и заданий; Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании (выбирается в зависимости от ограничения): - наличие индивидуальных правил для учащихся; - близость учеников к учителю; - предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства; игнорирование незначительных поведенческих нарушений; - разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным. - замедленность темпа обучения; - упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика; - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; - дробление большого задания на этапы; - поэтапное разъяснение задач; - последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа; - осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; - повторение учащимся инструкций к выполнению задания; - предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; - сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; - сокращенные тесты, направленные на Передвижение отработку правописания работы; - предоставление дополнительного времени для завершения задания; - выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; - максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка. - памятки, образцы выполнения заданий, печатные копии заданий, написанных на доске; - алгоритмы деятельности; использование упражнений с пропущенными словами/предложениями; - использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; - предоставление краткого содержания глав учебников; - использование учетных карточек для записи главных тем; - предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; - указание номеров страниц для нахождения верных ответов; - предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме); - альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама); - помощь ассистента (помощника). Создание безбарьерной среды (выбирается в зависимости от ограничения и степени ограничения): 1. Глухие, слабослышащие: Внеучебное протранство: Стенды на стенах образовательной организации с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д. Телефон ОУ с функцией работы в режиме СМС — сообщений и доступ к интернету для контакта с родителями, сверстниками, получения необходимой информации. Учебное пространство: Звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2). Кабинет логопеда для индивидуальных и подгрупповых занятий. Кабинет психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий. Первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одноклассников. Положение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока (при записи номера задачи, задания и т. п.). Оборудование: «Бегущая строка» (на этажах). Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.). Мультимедийная доска и оборудование FM системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала). Индикатор звучания ИНЗ. Компьютерные программы HeartheWorld, Speech W. Сурдологопедический тренажер «Дэльфа142». Компьютер c колонками и выходом в интернет. Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги. Диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии. 2. Слепые, слабовидящие: Внеучебное пространство. Для передвижения по коридору: таблички с названием кабинетов по системе Брайля; тактильная дорожка в коридоре (дорожка с шероховатой поверхностью на полу); зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см); тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь), зрительные ориентиры на стенах и дверях, звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа). Учебное пространство. Для классного кабинета: тактильные ориентиры на парте (обозначение парты на ощупь); стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; не допускается на окнах использование темных штор, освещение классного кабинета должно быть максимально доступным; классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность. Специальное оборудование: индивидуальная трость для передвижения по зданию; оборудование в спортивном зале, имеющее тактильную поверхность, учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы; комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром, кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога). Оборудование: Специальные учебники, дидактические материалы и индивидуальные наглядные пособия, изданные рельефно-точечным шрифтом с рельефно-графическим и/или цветовым оформлением. Рельефные координатные плоскости, рельефные географические и исторические карты. Аудиоучебники. Специальные технические средства: тифлоплееры с функцией диктофона для воспроизведения аудиокниг в формате DAISY; портативные устройства для чтения; брайлевские печатные машинки (Tatrapoint, Perkins и т.п.) с бумагой для печати по Брайлю; брайлевский дисплей; тактильная трость; прибор «Графика», прибор «Ориентир»; персональный компьютер или ноутбук, оснащенный необходимым программным обеспечением (программой невизуального доступа JAWS for Windows), синтезатором речи. Приспособления и принадлежности для рельефного черчения: линейки, циркуль, транспортир с тактильной индикацией, "Draftsman", прибор «Школьник». Специальные учебные принадлежности: брайлевский прибор, прибор для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги. 3. Тяжелые нарушения речи Внеучебное пространство: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагогапсихолога, игровая сенсорная комната, сенсорная комната для релаксации, кабинет учителя-дефектолога, кабинет логоритмики, блок медицинского сопровождения (кабинет педиатра, кабинет психиатра, кабинет физиотерапии, кабинеты массажа общего и массажа лица) Учебное пространство: учебная зона (класс), зона отдыха и досуговой деятельности. Оборудование: Специальное оборудование, укомплектованное в зависимости от возраста, психофизических особенностей и предпочтений обучающихся. Оборудование для кабинета учителялогопеда: наборы дидактических игр и пособий, рабочие места с зеркалами, индивидуальные рабочие тетради, доска, наглядные материалы (иллюстрации, пиктограммы, схемы), компьютер, ноутбук с наушниками и логопедическим программным обеспечением «Живой звук». Оборудование кабинета педагогапсихолога для проведения подгрупповых занятий с использованием системы «Комфорт»: мягкие стулья, компьютеры, оборудованные специальными датчиками и программным обеспечением функционального биоуправления (ФБУ), основанным на принципе биологической обратной связи (БОС), дидактические игры и пособия, интерактивный стол. Оборудование кабинета педагогапсихолога для проведения групповых и подгрупповых тренинговых занятий: мягкие стулья, ноутбук с интерактивным программным обеспечением, интерактивный проектор с магнитномаркерной доской, стереосистема или колонки для ноутбука, дидактические игры и пособия, раздаточный материал. Оборудование для игровой сенсорной комнаты: сенсорные дорожки и коврики, мягкие модули, сухой бассейн, ноутбук, колонки. Оборудование для сенсорной комнаты для релаксации: сенсорные коврики со световыми элементами, настенные световые панели, зона уединения, мягкие мешки-пуфы, ноутбук, колонки. Оборудование кабинета учителядефектолога: рабочие места, раздаточный материал, дидактические пособия и игры, ноутбук с интерактивным программным обеспечением, интерактивная песочница, интерактивный стол. Оборудование блока медицинского сопровождения: рабочие кабинеты врачей-специалистов, медицинское оборудование для проведения физиотерапевтических процедур, специализированные массажные кабинеты. Оборудование учебного пространства (класса): учебная зона - рабочие места (парты со стульями), учебнодидактические материалы и пособия, оформленные стенды и уголки (информационный стенд, речевой уголок, пиктограммы и т.д.), классная меловая доска, магнитно-маркерная доска, ноутбук с интерактивным программным обеспечением, интерактивный проектор, колонки; зона отдыха и досуговой деятельности: мягкое напольное покрытие, дидактические настольные игры (преимущественно логопедической направленности), модули и наборы для конструирования, наборы для творчества и рукоделия, печатная продукция, мягкие зоны для отдыха. 4. Нарушение опорнодвигательного аппарата Внеучебное пространство: - специально приспособленное здание (пандусы; поручни и коляски, ручкискобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты); - лифты - для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления); приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка-подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны); адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки, для смены памперсов. Учебное пространство: - расположение парт с возможностью проезда; - зона для релаксации; - специальное оборудование. Оборудование: -средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); - лифты - для зданий, имеющих более одного этажа; средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); подъемники, велотренажеры, коврики; оборудование сенсорной комнаты для релаксации. - специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; мягкие маты; - специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук), - специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей; - тренажеры для развития манипулятивных функций рук; - средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону; приборы коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если есть зрительные нарушения); компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных; - зал для занятий адаптивной физкультурой с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор); оборудование класса мультимедийным проектором. 5. Задержка психического развития Внеучебное пространство: комната для релаксации; выделенное место для родителей, ожидающих ребенка; игровая комната; двигательная зона. Учебное пространство: зона учебных занятий, развивающих игр, отдыха. Оборудование: - оборудование для игровой комнаты, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений детей, наборы игр конструирования, рукоделия, творческих игр; - оборудование для комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аквариум, аудио оборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы); - оборудование для двигательной зоны, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений ребенка (ПК, проектор, экран); оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов); - ширма; мягкие маты и модули, стеллажи с книгами; игровой уголок; - индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; - закрепленной подставкой для ручек, карандашей; - стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, классе; схемы, диаграммы), компьютерное оборудование класса. 6. Расстройства спектра. аутистического Внеучебное пространство: комната для релаксации; выделенное место для родителей, ожидающих ребенка; игровая комната; двигательная зона. Учебное пространство: зона отдыха с возможностью уединения. Оборудование: - оборудование для игровой комнаты, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений ребенка наборы игр для театрализации; - оборудование для комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аквариум, аудио оборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы). - оборудование для двигательной зоны, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений ребенка (ПК, проектор, экран); оборудование для места ожидания (стол, кресла, специальная литература, оборудование для просмотра тематических фильмов с набором фильмов). - ширма; мягкие маты и модули, стеллажи с книгами, игровой уголок; - индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; - закрепленной подставкой для ручек, карандашей; - стенды с опорными материалами (правила поведения в школе, классе, схемы, диаграммы); - компьютерное оборудование класса. 7. Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). Учебное пространство: Материально-техническое обеспечение должно предусматривать: - трудовые мастерские с необходимым оборудованием в соответствии с реализуемыми профилями трудового обучения; - кабинет для проведения уроков "Основы социальной жизни" - технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства); использование специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи. Использование специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической). В классных помещениях должны быть предусмотрены учебные зоны и зоны отдыха обучающихся. Возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорнодвигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры организации. С этой целью территория и здание организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды. В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности. Оборудование: Информационное обеспечение. Предусматривается материальнотехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: - проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; - наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений. Психологопедагогическое консультирован ие ребенкаинвалида и его семьи Педагогическая коррекция Все ограничения Общение Обучение Психолого-педагогическая помощь Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Все ограничения (при прогнозируемом результате в ИПРА: «оказание психологической помощи) Все ограничения Общение Педагог-психолог Педагог-психолог Учитель-логопед, Управлени е образовани я муниципал ьного образовани я Свердловс кой области, в котором проживает ребенок- В соответст вии со сроком действия ИПРА ребенкаинвалида Обучение Психологопедагогическое сопровождение учебного процесса Контроль за своим поведением Все ограничения Контроль за своим поведением; При прогнозируемом результате в ИПРА: «осуществление профессиональной ориентации» Общение Обучение учитель-дефектолог (при необходимости) Учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости) Учитель-дефектолог (при необходимости) Психолого-педагогический консилиум, педагоги ОУ Педагог-психолог Учитель-логопед, учитель-дефектолог (при необходимости) Учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости) инвалид Приложение № 4 Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 452 620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru Утверждаю: Заведующий МБДОУ_____________ приказ №_____________ от «___»____________20___г. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ _______________________ (Ф.И. ребенка) Срок реализации программы: ________ Составитель: учитель-дефектолог __________________ Екатеринбург Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка Фамилия ____________________________________________________________ Имя ________________________________________________________________ Отчество ____________________________________________________________ Возраст ____________________Дата рождения __________________________ Адрес ______________________________________________________________ __________________________________________________________________ Телефон___________________________________________________________ Из какого образовательного учреждения прибыл, дата поступления в МБДОУ № 411 _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ ФИО родителей (законных представителей) __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Место работы родителей (законных представителей) __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Заключение ПМПК____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________ Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения) _________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ II. Социальная карта семьи Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________________ Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________ С кем ребенок проживает ______________________________________________ __________________________________________________________________ Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.) ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Кто из взрослых: - помогает делать домашние задания___________________________________________________________ __________________________________________________________________ - находится с ребенком в случае болезни___________________________________________________________ __________________________________________________________________ - провожает и забирает из МБДОУ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ - гуляет с ребенком __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ - помогает решать конфликты _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ III. Психофизическое здоровье ребенка Состояние нервно – психической сферы Нарушение зрения, слуха Физическое здоровье Хронические заболевания Антропометр Маркировк Группа Группа Физкультурн ия а мебели здоровья развития ая группа и Краткий анамнез: Инвалидность Рекомендаци Внутриутробное развитие (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, инфекции, гипертония, др)_____________________________________________ Роды (без патологии, быстрые, затяжные, срочные, родовая травма, асфиксия плода, др) Раннее физическое развитие (держит голову ______, сидит______, ходит_____) Раннее речевое развитие (гуление____лепет____, первые слова____,фразы____) Развитие до года (без патологии, частые ОРЗ, инфекции, травмы, диспепсические расстройства)__________________________________________ Речевая среда (двуязычие, нарушение речи, без особенностей) IV. Индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка Сравнение Сенсорное развитие / Восприятие зрительное Нелепицы Восприятие цвета основн.цвета(с 4 л) кр.,син., Скрытый смысл ж.,з.,ч.,б. оттенки (с5-гол.,ор.,роз. С 6м.Равена фиол.) - соотносит - выделяет по слову Тип мышления - наглядно-действенное Восприятие формы (с 4л-круг,кв.,тр., с - наглядно-образное 5+прямоуг.) - называет -словесно-логическое - соотносит - выделяет по слову Эмоционально-волевая сфера/поведение Восприятие величины(N-3г) - активный - определяет / называет - пассивный - соотносит предм.по - неадекватное поведение величине - контактность - избалованность Ориентировка во времени Части суток (4г-день,ночь; с 5л+утро,вечер) - критичность - называет - общая мотивация -показывает на картинке - импульсивность - негативизм Времена года (N-с4зима,лето, с 5+осень весна) - называет -показывает на картинке - выделение основных признаков Месяцы, Дни недели (с 6 лет) Количественные представления - механический счет (колич.,порядк.) - обратный счет - счет от заданного числа - решение простых задач -соотн. цифр с кол-вом предметов Пространственные отношения - зн. частей тела, ориент.в сторонах -целостный образ предмета/разр.карт. -диф.простр.понятий -Конструирование - по подражанию - по образцу - по представлению Внимание - устойчивое - объем - переключение/распределение Память - зрительная - слуховая - вербально-логическая Способ выполнения задания - действие силой (N - до 3,5л.) - перебор вариантов - целенаправленные пробы - примеривание - зрительное соотнесение Работоспособность - низкая - снижена - достаточная Запас общих представлений Назови свое имя, фамилию Ты девочка или мальчик? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Кто ты маме..? Как зовут маму, папу? Кем работает мама, папа? Как называется город, в котором ты живешь? Для чего человеку нужны глаза, уши, рот и т.д.? В какое время года появляются листья на деревьях ? Когда люди спят? Когда делают зарядку? Назови животных, которых ты знаешь. Каких птиц ты знаешь? Что остается на земле после дождя? Что делают врачи, повар, продавец? Кто больше: корова или собака? Кто меньше: птица или пчела? Сколько лап у петуха, у кошки? Какого человека называют хорошим? Плохим? Чем ты любишь заниматься? Установление прич.-следств. связей Обобщение Исключение Классификация V. Индивидуальные логопедические особенности ребенка Моторное развитие Общая моторика Мелкая моторика Артикуляционная моторика звукопроизношение - гласные - согласные - шипящие -свистящие -соноры Фонематическое восприятие - повторение слогового ряда - 4 г.наличие звука в слове - 5 л.выделение звука в слове(опред.позиции) - 6 л.назвать звуки по порядку (звуковой анализ и синез) Слоговая структура Грамматический строй словоизменение -преобразование ед.ч. во мн.ч. -согласование с числительным - согласование падежных окончаний словообразование -уменьшит.-ласкат.формы -согласование с предлогами -образование прилагательных(6л) -приставочные глаголы(6л) лексика - классификация -номинативный словарь(детен.) - антонимы -глаголы Понимание речи Связная речь - фраза - составление предложений по предметной картинке( 4г.) - составление рассказа по сюжетной картине( 5л.) -составление рассказа по серии сюжетных картин6л VI. Индивидуальные социально-педагогические особенности ребенка Социально-бытовые навыки Культурно-гигиенические -быстро и правильно умывается -быстро раздевается и одевается Музыка -различает звуки по высоте -замечает изменения в звучании -поет протяжно вместе с музыкой -следит за своим внешним видом -правильно пользуется столовыми приборами -умеет правильно пользуется туалетом Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми -умеет договариваться и помогать друг другу -пользуется словами (приветствие, прощание, просьба, извинения) -сформированы качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность) - чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства Игровая деятельность -адекватно использует игрушки: -самостоятельно и правильно подбирает предметы для игры -1 сюжет, -2 и более сюжета -умеет организовать все виды игр, выполняя правила и нормы поведения -действовать в команде Запас общих представлений -Назови свое имя, фамилию -Ты девочка или мальчик? -Сколько тебе лет? -Где ты живешь? -С кем ты живешь? Кто ты маме..? -Как зовут маму, папу? -Кем работает мама, папа? -Как называется город, в котором ты живешь? -выполняет движения по характеру музыки -различает жанры муз.произведений -умеет прохлопать заданный ритм.рисунок -может петь без напряжения,правильно припевать мелодию Эмоционально-волевая сфера/поведение - активный - пассивный - неадекватное поведение - контактность - избалованность Формирование элементарно-математических представлений - счетные операции ср.гр до 5 подг.гр до 10 - обратный счет (подг.гр) - счетает от заданного числа(подг.гр) - решает простые задачи(подг.гр) -соотносит цифры с кол-вом предметов - называет геометрические фигуры: круг, треуг-к, четыр-к (квадрат), многоугольник(подг.гр) -знает временные отношения: сутки, неделя, месяц -ориентируеся в пространстве -ориентируется на листе бумаги Продуктивная деятельность Технические навыки владеет - Кистью - Карандашом -Для чего человеку нужны глаза, уши, рот и т.д.? -В какое время года появляются листья на деревьях ? -Когда люди спят? Когда делают зарядку? -Назови животных, которых ты знаешь. -Каких птиц ты знаешь? -Что остается на земле после дождя? -Что делают врачи, повар, продавец? -Кто больше: корова или собака? -Кто меньше: птица или пчела? -Сколько лап у петуха, у кошки? -Какого человека называют хорошим? Плохим? -Чем ты любишь заниматься? Физическая культура -Умеет ходить и бегать легко ритмично, сохраняя направления и темп -прыгать в длину с места -Дальность броска набивного меча (1кг) из-за головы (см.) -скорость бега на 30 м со старта использует средства выразительности - Использование всей цветовой гаммы - Передает образы (форма, размер, пропорции Лепка -Пользуется приемами лепки -Знаком с особенностями декоративной лепки -Умеет лепить фигуры человека и животных Аппликация -Создает изображение из геометрических . фигур - умеет пользоваться ножницами -Владеет приемом обрывания - Аккуратно и бережно работает с материалом -Умеет вырезать из бумаги сложенной(пополам гармошкой) Конструирование (Познание) -Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств -создает постройки по рисунку и словесной инструкции - способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога -способен создавать различные конструкции одного и того же объекта VII. Заключение и рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума Консилиум от Результаты Консилиум от Результаты Консилиум от Результаты Консилиум от Результаты Консилиум от Результаты VII. Планы индивидуального сопровождения. Развитие речи: расширять интерес к окружающему и на этой основе расширять и углублять речевой запас и навыки общения. Работать над семантическими полями по следующим темам: _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____ Развивать моторику артикуляционного аппарата, произвольную моторику пальцев рук, общую моторику, зрительно-пространственную координацию. Формирование правильного звукопроизношения: Постановка звуков____________________________________________________________ Автоматизация звуков_________________________________________________________ Дифференциация звуков_______________________________________________________ Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза: обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Работа над структурой слов сложного состава слова. Развитие с совершенствование лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков словоизменения и словообразования и связной фразовой выразительной речи. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. Подготовка к обучению грамоте. ФЭМП: Учить прямому и обратному счету в пределах _________, ознакомить с цифрами до____ Учить пересчету предметов с называнием итогового числа, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, сравнивать группы предметов по их количеству путем наложения, приложения, пересчета. Определять сравниваемые количества (больше, меньше, поровну) в пределе___________ Дать первоначальное представление о составе числа в пределе_________ и о делении целого предмета на две равные части. Сенсорное развитие: Цвет. Учить различать предметы по цвету (основные цвета и оттенки)_________________ Величина. Учить раскладывать предметы и фигуры в возрастающем и убывающем порядке. Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру _______________________ Соотносить объемные и плоскостные предметы. Учить распознавать формы на ощупь, называя их. Ориентировка в пространстве: Учить различать стороны тела, ориентироваться в пространстве и на плоскости, формирование целостного образа предмета________________________________________ Ориентировка во времени: Учить дни недели, месяцы, части суток, времена года, учить наблюдать и распознавать признаки времен года. Продуктивная деятельность: Учить техническим навыкам владения Кистью______________________________________________________________________ Карандашом__________________________________________________________________ Использовать средства выразительности Использование всей цветовой гаммы_____________________________________________ Передавать образы (форма, размер, пропорции____________________________________ -Пользоваться приемами лепки__________________________________________________ -Создает изображение из геометрических. фигур - умеет пользоваться ножницами_________________________________________________ Социально бытовые навыки____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения ребенка в ДОУ Дата итогового ПМПк ____________________________________________________________ Результаты сопровождения ________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Рекомендации __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ С содержанием индивидуальной карты учёта динамики развития ребенка ознакомлен(а). Подпись родителей (законных представителей): _________________________________Дата «___»___________ 201__ г. Приложение №5 Отчет о выполнении рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования к выписке из ИПРА № ______________ ____________________________________________________ (ФИО ребенка и год рождения) Наименовани е мероприятий Рекомендации Исполнит срок ель исполнения мероприятия мероприятия Результат выполнения мероприятия (выполнено/не выполнено) Условия по организации обучения Общеобразов ательная программа Адаптирован ная основная образовательная программа Специальные педагогические условия для получения образования Психолого-педагогическая помощь Психологопедагогическое консультирование ребенка-инвалида и его семьи Педагогическ ая коррекция Психологопедагогическое сопровождение учебного процесса Разделы: «Рекомендации», «Исполнитель мероприятия», «Срок исполнения мероприятия» заполняются в соответствии с перечнем рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в сфере образования, направленный Министерством общего и профессионального образования Свердловской олбасти. В разделе «Результат выполнения мероприятия» указываются конкретные мероприятия по реализации ИПРА ребенка-инвалида. Если заявитель не обратился за услугой или отказался от нее, в отчете следует указать данный факт. Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 452 620017, г.Екатеринбург, ул. Электриков, 18а, тел: 336-07-80; факс;334-06-79, e-mail: 452@mdou-ekb.ru, сайт:452.tvoysadik.ru ЖУРНАЛ регистрации выписки индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида (ИПРА) № ФИО ребенк аинвали да Дата поступлен ия/ выписки ИПРА Срок реализац ии ИПРА Номер, дата приказа о зачислен ии по АОП Дата, Номер номер протокола приказа о ППк по создании разработк условий е плана получени мероприят я ий по образован ИПРА ия Дата отправлен ия отчета по выполнен ию плана реализаци и ИПРА