Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Волшебная ручка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
компенсирующего вида № 452
_____________________________________________________________________________
620017, г.Екатеринбург, ул.Электриков, 18а тел:336-07-80, факс:336-07-79, e-mail:452@mdou-ekb.ru, сайт: 452.tvoysadik.ru

Принято:
Педагогическим советом МБДОУдетского сада компенсирующего
вида №452
протокол №1 от 31.08.2022г.

Утверждено:
заведующий МБДОУ- детского
сада компенсирующего вида №452
_______________Бруковская И.О.
приказ № 124-о от 31.08.2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности

«Волшебная ручка"
возраст обучающихся 5-8 лет
срок реализации – 2 года

Рассмотрено:
Советом родителей
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.

г. Екатеринбург, 2022г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Волшебная ручка».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад
компенсирующего вида №452, 2022 г., г. Екатеринбург, 16 стр.
Авторы – составители:
Кожевина Марина Владимировна, педагог дополнительного образования

2

Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка ......................................................................................................... 3
1.1.

Цели задачи программы ........................................................................................................ 4

1.2.

Ожидаемый результат обучения ........................................................................................... 6

Раздел 2. Тематический план................................................................................................................ 7
2.1. Первый год обучения ................................................................................................................. 7
2.2. Второй год обучения .................................................................................................................. 8
2.3. Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе технической
направленности «Волшебная ручка» на 2022 (сентябрь) - 2023гг. (июнь) ....................................10
Раздел 3. Учебно - методическое обеспечение ...................................................................................11
Раздел 4. Методическое обеспечение программы ..............................................................................12
Раздел 5. Список использованной литературы ...................................................................................12

3

Раздел 1. Пояснительная записка
Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является
максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективноличностного взаимодействия педагога с ребенком.
Научно – технический прогресс диктует новые требования к содержанию и
организации

образовательного

процесса.

информационно-коммуникационные
интерактивного

обучения,

В

образовательном

технологии

которые

используются

позволяют

преодолевать

пространстве
как

средства

интеллектуальную

пассивность, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность детей.
Применение интерактивного оборудования осуществляется в различных игровых
технологиях.
В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству,
художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе
дошкольного воспитания. Выступая как специфическое образное средство познания
действительности,

изобразительна

деятельность

с применением

информационных

технологий имеет огромное значение для умственного и познавательного развития
ребенка, а также имеет большое воспитательное и коррекционное значение.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается
одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрительное

и

слуховое), что также оказывает положительное влияние на развитие ребенка.
Учитывая вышеизложенное, есть основания утверждать, что использование
информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества
образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации,
служит

повышению

познавательной

мотивации

воспитанников,

соответственно

наблюдается рост их достижений.
Использование в изобразительной деятельности современного гаджета 3-Dручки –
имеет свои преимущества: с помощью данного устройства можно создавать искусные
узоры, оригинальные фигуры и украшения. И это лишь малая часть того, на что способны
аддитивные

ручки.

Кроме

этого,

устройство

существенно

расширяет

рамки

изобразительного искусства: оно позволит ребенку расширить кругозор, развивает
пространственное мышление и мелкую моторику рук, а самое главное, это изобретение
будет мотивировать ребенка заниматься творчеством, при этом ребенок привыкает к
работе с высокотехнологичными устройствами.
Деятельность

по

моделированию

способствует

воспитанию

активности

дошкольника в познавательной деятельности, развитию высших психических функций

4

(повышение внимания, развитие восприятия и воображения, развитие памяти и
мышления).

1.1.

Цели задачи программы
Целями и задачами дополнительной образовательной программы, в первую

очередь, является обучение, воспитание и развитие детей.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста художественно –
творческих,

конструктивных

способностей

в

моделировании

и

изобразительной

деятельности. А также формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и
практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение
элементов основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Образовательные:


дать детям представление о трехмерном моделировании, назначении,

перспективах развития;


обучить работать с чертежами;



ориентироваться в трехмерном пространстве;



создавать простые трехмерные модели;

Развивающие:


способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3

D моделированию с помощью 3D-ручки;


способствовать развитию творческих способностей;



способствовать стремлению к непрерывному самосовершенствованию,

саморазвитию;


способствовать развитию стиля мышления, адекватного требованиям

современного информационного общества – структурного и алгоритмического.
Воспитательные:


способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия

как высокой ценности в жизни;


способствовать развитию настойчивости, гибкости;



соблюдать технику безопасности;



способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Данная программа направлена на:


создание условий для развития личности ребенка;



развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;



обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
5



создание условий для социального, культурного и профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в
системе мировой и отечественной культур;


целостность процесса психического и физического, умственного

и

духовного развития личности ребенка;
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
1)

формирование и поддержка положительной самооценки детей, уверенности

в собственных возможностях и способностях;
2)

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с

детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3)

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия

взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
4)

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного

отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5)

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них

видах деятельности;
6)

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;
Отличительной особенности данной дополнительной образовательной программы
является:


развитие творческого мышления при создании 3-D моделей;



развитие

наглядно-образного

и

логического

мышления,

внимания,

восприятия, памяти, мелкой моторики рук;


способствует развитию интереса к моделированию и конструированию;



прививает

навыки

моделирования

через

разработку

программ

в

предложенной среде конструирования;


углубление, закрепление и практическое применение элементарных знаний

о геометрических фигурах;


вызывает у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми

при создании коллективных композиций;


анализ результатов и поиск новых решений при моделировании.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 5 – 8 лет на 10 месяцев
обучения, форма занятий - групповая (5 – 10 учащихся), предполагает проведение одного
занятия в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут.
6

1.2.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в год

25 мин.

1 раз

38 час

30 мин.

1 раз

38 час

Ожидаемый результат обучения
К концу года обучения у детей сложится интерес к изобразительной деятельности,

моделированию и конструированию, положительное эмоциональное отношение к ней, что
позволит детям создавать разнообразные изображения и модели как по заданию, так и по
собственному замыслу, развитие творческого воображения и высших психических
функций.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанники будут знать:


основные правила создания трехмерной модели;



принципы работы с 3D-ручкой;



способы соединения и крепежа деталей;



способы и приемы моделирования;



закономерности симметрии и равновесия.

Воспитанники будут уметь:


создавать трехмерные изделия реального объекта различной сложности и

композиции из пластика.
Воспитанники усовершенствуют:


образное пространственное мышление;



мелкую моторику;



художественный вкус.

Формами

подведения

итогов

реализации

программы являются - выставки, участие в конкурсах.

7

дополнительной

образовательной

Раздел 2. Тематический план
2.1. Первый год обучения

Дети старшей группы (5 – 6 лет)
№

Сентябрь

Месяц

1

2-3

Ноябрь

Октябрь

4

Декабрь

занятия

занятия

Вводное занятие
Осенний листочек
Осенний лес

Фрукты. Овощи

3-4

Зонтик

1-2

1-2

3-4

1

Январь

Содержание

1-2

3-4

2

3

1-2

ь

Феврал

Тема

3-4

Знакомство с правилами и техникой
безопасности при работе с 3-dручкой.
Создание композиции. Закрепление навыков
работы с ручкой.
Создание сюжетной композиции, состоящей из
разных деталей: деревья и листья. Развитие
чувства композиции, моторики, воображения.
Создание модели фруктов, овощей. Развитие
пространственного мышления, концентрации
внимания, мелкой моторики рук.
Создание двухмерной модели зонтика по контуру.
Закрепление навыков работы с ручкой.

Работа над созданием модели птицы. Развитие
мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства
(перелетные)
прекрасного.
Работа над созданием модели птицы. Развитие
Птицы
мелкой моторики, внимания. Воспитание чувства
(зимующие)
прекрасного.
Дифференцирование предметов по величине
(большой, средний, маленький). Знакомство с
В лесу родилась елочка
треугольной формой, развитие мелкой моторики
рук, концентрации внимания.
Создание трехмерных моделей игрушек для
украшения новогодней елки. Развитие
Новогодние игрушки
творческого воображения, концентрации
внимания, мелкой моторики рук.
Создание салфетницы. Развитие творческого
Салфетница
воображения, концентрации внимания, мелкой
моторики рук.
Создание модели часов. Закрепление навыков
Настенные часы
работы с ручкой. Развитие пространственного
мышления.
Создание модели часов. Закрепление навыков
Наручные часы
работы с ручкой. Развитие пространственного
мышления.
Создание объемной модели карандашницы из
Карандашница в подарок
трех четырех сторон. Развитие творческого
папе
воображения, внимания.
Создание трехмерной композиции. Развитие
Отважные парашютисты творческого воображения, концентрации
внимания, мелкой моторики рук.
Птицы

8

Март

Тюльпаны

2

Ваза с весенними
веточками

3-4

Велосипед

1-2

В далеком космосе

3-4

Дом

1

Стрекоза на лугу

2

Разноцветные очки

Май

Апрель

1

3

Вот что я умею!

Июнь

1-4

Рисование по замыслу

Составление и раскрашивание модели цветка.
Развитие зрительного восприятия, внимания,
мелкой моторики.
Рисование прямых линий – веточек. Рисование
маленьких почек точечным способом.
Создание объемной модели велосипеда. Развитие
мелкой моторики рук, концентрации внимания,
пространственного воображения и мышления.
Создание композиции, включающей различные
объекты: ракеты, планеты. Развитие творческого
воображения, зрительного внимания и
восприятия.
Работа над созданием трехмерной модели,
Развитие мелкой моторики рук,
пространственного восприятия и мышления.
Составление модели стрекозы. Развитие чувства
цвета, ритма, воображения.
Изготовление модели солнцезащитных очков и
их раскрашивание. Развитие мелкой моторики
руки, воображения и внимания.
Подведение итогов года. Подготовка выставки
работ воспитанников.
Составление моделей на свободную тему

Тематический план
2.2. Второй год обучения

Дети подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)

Сентябрь

Месяц

№
1

Вводное занятие

2-3

Веселые качели

4

Октябрь

Тема
занятия

1-2

3-4

Содержание
занятия
Знакомство с правилами и техникой
безопасности при работе с 3-d ручкой.
Создание трехмерной модели качелей,
Развитие пространственного
мышления, концентрации внимания,
мелкой моторики рук, умение работать
с чертежом

Создание трехмерной модели мебели,
Развитие пространственного
Мебель
мышления, умение работать с
чертежом
Создание аппликативной композиции:
Оденем дерево в осенний
соединение готовых форм листьев с
наряд
основой ветки дерева.
Создание трехмерной модели самолета,
Развитие пространственного
Самолет
мышления, концентрации внимания,
9

мелкой моторики рук.

В лесу родилась елочка

3-4

Новогодние игрушки

1

Салфетница

2

Карусель (коллективная
работа)

декабрь

ноябрь

1-2

3

январь

1

март

февраль

2-3

Дифференцирование предметов по
величине (большой, средний,
маленький). Знакомство с треугольной
формой, Развитие мелкой моторики
рук, концентрации внимания.
Создание трехмерных моделей
игрушек для украшения новогодней
елки. Развитие творческого
воображения, концентрации внимания,
мелкой моторики рук.
Создание салфетницы. Развитие
творческого воображения,
концентрации внимания, мелкой
моторики рук.
Создание карусели. Закрепление
навыков работы с ручкой, Развитие
пространственного мышления. Развить
навык работы в команде.
Создание модели часов. Закрепление
навыков работы с ручкой. Развитие
пространственного мышления.

Наручные часы

Создание объемной модели
Карандашница в подарок карандашницы из трех-четырех сторон,
папе
Развитие творческого воображения,
внимания и восприятия.
Создание трехмерной композиции,
Развитие творческого воображения,
Отважные
парашютисты
концентрации внимания, мелкой
моторики рук.

1

Тюльпаны

2

Ваза с весенними
веточками

3-4

Велосипед

1-2

В далеком космосе
10

Составление и раскрашивание модели
цветка. Развитие зрительного
восприятия, внимания, мелкой
моторики.
Рисование прямых линий – веточек.
Рисование маленьких почек точечным
способом.
Создание объемной модели велосипеда.
Развитие мелкой моторики рук,
концентрации внимания,
пространственного воображения и
мышления.
Создание композиции, включающей
различные объекты: ракеты, планеты.
Развитие творческого воображения,

апрель
май
Июнь

3-4

Дом

1-2

Стрекоза на лугу

3-4

Разноцветные очки

зрительного внимания и восприятия.
Работа над созданием трехмерной
модели, Развитие мелкой моторики рук,
пространственного восприятия и
мышления.
Составление модели стрекозы.
Развитие чувства цвета, ритма,
воображения.
Изготовление модели солнцезащитных
очков и их раскрашивание. Развитие
мелкой моторики руки, воображения и
внимания.

1

Насекомые на поляне

2-3

Вот что мы умеем!

1-4

Рисование по замыслу

Составление моделей насекомых.
Развитие чувства цвета, ритма,
воображения.
Подведение итогов года. Подготовка
выставки работ воспитанников.
Составление моделей на свободную
тему.

2.3. Учебный план по дополнительной общеразвивающей программе
технической направленности «Волшебная ручка» на 2022 (сентябрь) – 2023 гг.
(июнь)
Дети старшей группы (5 – 6 лет)
№
п/п

Тема занятия

Количество занятий

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Вводное занятие
Ветка рябины
Осенний лес
Веселые качели
Мебель
Оденем дерево в осенний наряд
Самолет
В лесу родилась елочка
Новогодние игрушки
Салфетница
Карусель (коллективная работа)
Наручные часы
Карандашница в подарок папе
Отважные парашютисты
Тюльпаны
Ваза с весенними веточками
Велосипед
В далеком космосе
Дом
11

теория

практика

1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0

0
2
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2

Всего
1
2
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2

Стрекоза на лугу
Разноцветные очки
Вот что я умею!
Рисование по замыслу

20.
21.
22.
23.

0
0
0
0
1

ИТОГО:

1
1
1
4
37

1
1
1
4
38

Дети подготовительной к школе группы (6 – 8 лет)
№
п/п

Количество
занятий

Тема занятия
Вводное занятие
Веселые качели
Мебель
Оденем дерево в осенний наряд
Самолет
В лесу родилась елочка
Новогодние игрушки
Салфетница
Карусель (коллективная работа)
Наручные часы
Карандашница в подарок папе
Отважные парашютисты
Тюльпаны
Ваза с весенними веточками
Велосипед
В далеком космосе
Дом
Стрекоза на лугу
Разноцветные очки
Насекомые на поляне
Вот что мы умеем!
Рисование по замыслу
ИТОГО:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Всего

теория

практика

1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1

0
2
1
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
4
37

Раздел 3. Учебно - методическое обеспечение:

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Устройство 3-D ручка.
Пластик PLA
Цветная бумага и цветной картон.
Ножницы.
Рабочая клеенка на стол.
Трафареты для практической работы.

12

1
2
1
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
2
4
38

Раздел 4. Методическое обеспечение программы
Краткий инструктаж по технике безопасности при использовании
3d-ручки
1.

Подготовка рабочего места. Перед началом работы следует очистить

рабочее место от посторонних вещей и предметов, которые могут осложнить вашу работу
и ухудшить само изделие. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, что мешало
бы производить работу аккуратно, либо что могло бы испортиться при попадании капель
горячего пластика.
2.

Подключение. При подключении инструмента поверхность стола, ваши

руки и сама ручка должны быть сухими. Не держите поблизости жидкости, проливание
которых может привести к короткому замыканию. При работе с 3d-ручкой необходимо
избегать контакта с нагревательным элементом.
3.

Использование. Не прикасайтесь к готовому объекту, пока не будете

полностью уверены, что он остыл. Не трогайте стержень ручки во время работы или сразу
после выключения.
4.

Неприятный запах. Если вы почувствовали резкий, неприятный запах,

выключите ручку из сети и положите на твердую ровную поверхность до выяснения
причин поломки. Ни в коем случае не пытайтесь разобрать инструмент самостоятельно.

Раздел 5. Список использованной литературы
1.

Лыкова И.А. (В соавторстве с Казаковой Т.Г.). Изобразительное искусство //

Примерная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного
возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ИД «Карапуз- дидактика», 2005.

2.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития

детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и
художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. - М.: Карапуздидактика, 2009, 2007.

3.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в

изостудии. - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

4.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя детского

сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., Просвещение, 1985.

5.

Буске М. «3D Модерирование, снаряжение и анимация в Autodesk».

6.

Бочков В., Большаков А: «Основы 3D-моделирования».

13

Консультация для родителей
НОВЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ СВОЕГО
РЕБЕНКА — 3D РУЧКИ
Дети обожают рисовать и создавать что-то новое. Маленькие творцы преподносят
родителям одну картину за другой (только успевай складывать их в папки), а в
остальное свободное время постоянно что-нибудь строят: замки из песка на пляже или
башни из кубиков в комнате. Теперь же появилась возможность объединить эти два
навыка и дать свободу детскому воображению. С помощью 3d ручки можно реализовать
свои самые смелые идеи, работа с ней похожа на волшебство. Создать, украсить и даже
починитьчто-то сломанное – легко! Теперь и невозможное становится возможным

Принцип работы 3D ручки
Она не только своим внешним видом и названием походит на своего прародителя. Ей,
как и обычным письменным принадлежностям, требуется заправка. Вместо чернил для
этого используются специальные полимерные прутики разных цветов (в большинстве
случаев их базовый набор вы получите при покупке гаджета) - 3д пластик для 3д ручки.
Заправочная нить вставляется в ручку, нагревается до температуры плавления и
выдавливается наружу, а на воздухе сразу застывает. Таким образом и происходит
процесс рисования.

Что ребенок может нарисовать/создать с помощью 3Д ручки
Практически все, что подскажет ему фантазия. Например, это могут быть елочные
игрушки, объемные детали к обычному рисунку, кукольная мебель, любимое животное.
Некоторые из школьных проектов требуют творческого подхода, и здесь тоже может
пригодиться это 3D чудо. Кроме того, производители часто вкладывают в коробку
примеры работ с подробными инструкциями по их созданию. С них можно
начинать изучение 3Д технологий. Дети могут создавать уникальные вещи, используя
разноцветный пластик.

С какого возраста можно приобрести ребенку 3D ручку
Принимая это решение, стоит помнить о нескольких моментах:
Во-первых, рисование в трехмерном пространстве все же требует определенных
навыков. 8-летний ребенок уже способен самостоятельно пользоваться гаджетом и
создавать 3Д рисунки, но лучше это делать под присмотром старших. 6-летний тоже
поймет принцип работы, но при рисовании ему понадобится помощь взрослого.
Во-вторых, не забывайте про безопасность. 3D ручка - это электроприбор, к тому же, с
нагревательным элементом, а значит требует аккуратности. В процессе творчества
ребенок может дотронутся до незастывшей пластмассы или нагретого кончика прибора.
Лишний раз убедитесь, что ваши дети понимают правила эксплуатации 3Д ручки
(полностью о них нужно узнать у производителя).

14

На что обратить внимание при выборе
Из-за большой популярности 3D ручек растет не только количество их производителей,
но и количество отличий гаджетов между собой. Поэтому при выборе 3Д ручки
обращайте внимание на ее размер (она не должна быть слишком громоздкой, чтобы
легко могла уместиться в детской руке). Ручка может быть проводной или
беспроводной, т.е. работать от аккумулятора. Второй вариант, конечно, намного
удобнее.
Проверьте, не слишком ли сильно нагревается корпус приспособления, потому как у
товаров некоторых производителей есть такой недостаток.
3D ручка - из той категории гаджетов, которые стали популярны почти мгновенно. И
сегодня ясно, что эта популярность не на один сезон. Приобретая
такое
ноу-хау
в
подарок
своим
детям, вы действительно поднимаете их творческий
потенциал на новый уровень, расширяя границы мировоззрения, шагая в ногу со
временем и знакомя с новыми технологиями.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».